Кейс применения цифровых технологий, подготовленный в рамках выполнения гранта Президента Российской Федерации № 18-1-007918 «Обучение цифровизации основных процессов управления представителей менеджмента в сфере образования и культуры регионов РФ»
Авторы:
— Камалетдинова Татьяна Сергеевна, исполнительный директор государственного унитарного предприятия «Центр информационных технологий Республики Татарстан»;
— Хакимов Тимур Радикович, руководитель департамента образования и культуры государственного унитарного предприятия «Центр информационных технологий Республики Татарстан»;
— Ибатуллин Рустем Раисович, Начальник отдела электронного образования, ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан»;
— Галеев Тимур Ильсурович, специалист отдела электронного образования, ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан»;
— Зинатуллин Рустем Галимзянович, ведущий советник отдела развития информационных технологий и безопасности, Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Цифровизация – социально-экономическая трансформация, инициированная массовым внедрением и усвоением цифровых технологий, т.е. технологий создания, обработки, обмена и передачи информации.
Проект цифровизации – завершенный (или завершенный в функционально самостоятельной части) проект цифровизации любых систем и (или) процессов, связанных с деятельностью субъекта РФ (в т.ч. цифровизация процессов государственного и муниципального управления в сфере образования и культуры), реализованный на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации.
Объект цифровизации – любые система и (или) процесс(ы), в том числе государственного и муниципального управления в сфере образования и культуры, в отношении которых осуществляется проект цифровизации.
ГИС – Государственная информационная система – набор взаимосвязанных программных продуктов (ПП) с необходимыми настройками и расширениями функциональных возможностей ПП, автоматизирующий конкретные функции.
ЭО РТ, Система – Государственная информационная система «Электронное образование Республики Татарстан».
РТ – Республика Татарстан.
ОО – Образовательная организация Республики Татарстан.
ЦОР – Цифровые образовательные ресурсы.
off-line (режим режим off-line) –Любое взаимодействие, не задействующее Интернет-коммуникации.
УДО – Учреждение дополнительного образования.
БД – База данных.
СУБД – Система управления базой данных
Портал услуг – Портал государственных и муниципальных услуг РТ (http://uslugi.tatarstan.ru).
LDAP – Lightweight Directory Access Protocol — «облегчённый протокол доступа к каталогам».
ЛДС – личное дело студента.
- Определение объекта цифровизации.
Система предназначена для объединения в единое информационное пространство участников образовательного процесса с целью создания единого механизма управления, контроля, учёта и планирования деятельности образовательных учреждений.
- Описание результатов выполнения проекта цифровизации.
Система предоставляет полную и эффективную функциональность, обеспечивающую программную автоматизацию процессов создания профилей образовательных учреждений и пользователей, приема и зачисления в образовательное учреждение, аттестации педагогических работников. Система поддерживает эффективное взаимодействие всех пользователей Системы и обеспечивает прозрачность их работы, позволяет накапливать и выдавать в виде необходимых отчётов статистические данные по пользователям в целом.

Рис. 1. Статистические показатели результатов работы ЭО РТ.
- Описание использованных методов, средств и технологий выполнения проекта цифровизации.
Система представляет собой единый комплекс программных продуктов с интерфейсом на русском языке, предназначенных для выполнения задачи объединения в единое информационное пространство участников образовательного процесса с целью создания единого механизма управления, контроля, учёта и планирования деятельности образовательных учреждений.
В Системе обеспечена возможность работы через сеть Интернет. Система позволяет работать в режиме Web-интерфейса, функционирующего в различных операционных средах – Microsoft Windows, Unix (Linux), Mac OS.
В Системе обеспечена возможность работы в различных web-браузерах: Internet Explorer 7 и выше, Opera 11 и выше, Google Chrome, Safari, Mozilla Firefox. Спутник 3.2 и выше, Яндекс.Браузер 18.2 и выше.
Средства Системы обеспечивают хранение данных в единой информационной базе данных с защищенными каналами на сервере Заказчика. Сохранность данных Системы предоставляет администратору возможность выбора уровня защищенности базы данных от несанкционированного использования.
База данных функционирует под управлением сервера базы данных промышленного масштаба MySQL с поддержкой мультиплатформенности, многопроцессорности и кластеризации, обеспечивающий повышенный уровень сохранности информации при авариях, отказах технических средств (в том числе – потеря питания) событиях.
- Организационная схема проекта цифровизации.
В связи с переходом образовательных организаций на электронный документооборот информационная система "Электронное образование Республики Татарстан" Постановлением КМ РТ от 23 декабря 2014 г. N 1011 "О государственной информационной системе "Электронное образование Республики Татарстан" определена государственной информационной системой. Государственным заказчиком системы является Мининформсвязи РТ. Функциональным оператором и оператором базы данных - Минобрнауки РТ. Техническим оператором - Центр информационных технологий РТ. Центр наделен соответствующими полномочиями в части обеспечения проведения мероприятий по развитию и технической поддержке системы.
С целью обеспечения возможности обмена данными со сторонними системами в Системе реализован программный интерфейс приложения (API). Система взаимодействует со следующими системами:
- Прокси-сервер Министерства информатизации и связи Республики Татарстан. Осуществляется загрузка данных о посещениях ресурсов сети Интернет пользователями Системы.
- Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан. Осуществляется переход по гиперссылке с сайта образовательного учреждения (детский сад) на Портал услуг для подачи заявления. Осуществляется выгрузка данных об успеваемости учащихся из электронных дневников на Портал услуг.
- АИС «Управление питанием». Осуществляется выгрузка идентификаторов учащихся и заказа по групповому питанию учащихся.
- Республиканская система межведомственного электронного взаимодействия. Осуществляется проверка факта обучения учащихся в общеобразовательных школах Республики Татарстан.
- Информационная система «Контингент обучающихся Республики Татарстан».
- Описание источников финансирования проекта.
Разработка и поддержка Системы осуществляется из бюджета Республики Татарстан.
- Описание объекта цифровизации.
1.1. Ретроспективная характеристика состояний объекта цифровизации.
Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационных и коммуникационных технологий и системном подходе к реализации мероприятий информатизации отрасли.
Так, в последние годы в Республике Татарстан проведена масштабная модернизация сети общеобразовательных организаций. Созданы базовые школы и шко-
лы – центры компетенции в электронном образовании (согласно приказу Министерства образования и науки Республики Татарстан от 23.12.2010 № 4928/10), обновлен парк компьютерной техники, учителя оснащены личными ноутбуками, в школах развернуты проводные и беспроводные сети доступа к сети «Интернет», 50 процентов всех предметных кабинетов оснащены современным проектным мультимедийным оборудованием, создан единый образовательный портал для учащихся Республики Татарстан «Электронное образование в Республике Татарстан».
Несмотря на значительные успехи в области повышения гибкости и доступности образования, в целом по республике острыми остаются следующие проблемы:
- для учащихся – проблемы недостаточности современных электронных образовательных ресурсов, в том числе в форме дистанционных курсов и интерактивных электронных учебников, и необходимости повышения уровня компетенций в области информационных технологий выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования в Республике Татарстан;
- для педагогов – проблемы обновления личных ноутбуков, низкого уровня компьютерной грамотности среди преподавательского состава организаций дополнительного образования;
- для органов управления образованием – проблема низкого уровня оказания методического сопровождения внедрения информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере образования.
Также актуальной остается проблема поддержки и развития современной информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования.
Вопрос подключения организаций образования к широкополосным каналам связи в целом решен, но по-прежнему острой остается проблема защиты персональных данных участников образовательного процесса. Необходимо провести ряд мероприятий по обеспечению сертификации ГИС «Электронное образование в Республике Татарстан» и ГИС «Контингент обучающихся Республики Татарстан» согласно требованиям по защите персональных данных.
Одной из важнейших задач в отрасли образования является подготовка принципиально нового выпускника организации профессионального образования: гибкого, готового учиться на протяжении всей жизни, легко меняющего сферу деятельности и эффективно применяющего информационно-коммуникационные технологии для осуществления своей профессиональной деятельности посредством единого информационно-образовательного пространства.
1.2. Цели проекта цифровизации.
Цели:
- создание единого информационно-образовательного пространства для всех участников образовательного процесса: администрация, учителя, учащиеся, родители;
- создание доверенной электронной социальной среды общения учащихся и учителей на территории РТ;
- единая точка доступа к информации обо всех образовательных учреждениях РТ в электронном виде;
- интеграция с функционирующими и вновь создаваемыми информационными системами в сфере образования Республики Татарстан;
- быстрое и эффективное планирование учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения;
- контроль качества успеваемости;
- контроль посещения образовательных учреждений;
- освобождение администрации и учителей от рутинной бумажной работы и необходимости дублирования информации в различных журналах;
- долговременное хранение и конфиденциальность личных дел учащихся;
- повышение качества образования за счет использования современных ЦОР и дистанционных образовательных курсов, участия в виртуальных факультативах и сообществах в едином информационно- образовательном пространстве;
- прозрачность использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности всеми пользователями;
- оперативное предоставление в Министерство образования и науки РТ, районные управления образования и вышестоящие инстанции отчётных документов согласно утверждённым образцам;
- оперативное формирование по данным Системы выборок данных по поставленной руководством задаче, а также автоматическое формирование аналитических отчётов;
- автоматическое формирование по данным Системы выгрузок для контролирующих органов.
Задачи:
- ведение единой базы данных пользователей;
- ведение электронных журналов посещения и успеваемости учащихся;
- однократное занесение и дальнейшее использование сведений об учащихся (личные дела);
- обеспечение быстрого и удобного доступа к информации: успеваемость учащихся, результаты тестирования, аттестация учителей, использование ЦОР и дистанционных курсов и т.д.;
- планирование учебной нагрузки учителей по образовательным учреждениям;
- формирование в электронном виде расписания образовательных учреждений по предметам, кабинетам и учителям;
- информирование родителей о результатах успеваемости учащихся;
- формирование необходимых статистических и аналитических отчётов для руководства образовательного учреждения и государственных органов;
- повышение качественных и количественных показателей предоставления образовательных услуг.

Рис. 2. Структура портала ЭО РТ.
1.3. Процессное описание объекта цифровизации.
Основной процессный функционал ЭО РТ реализован в Системе в виде ряда взаимосвязанных модулей, информация о которых приводится ниже.
Модуль «Электронный СУЗ»
- подача заявления на приём в электронном виде;
- ввод значения квот по доступным местам на различных формах обучения и формах оплаты;
- просмотр и редактирование рейтинга абитуриентов на основании значения среднего арифметического аттестата и данных дополнительных вступительных испытаний;
- назначение ролей «член», «секретарь», «председатель» приёмной комиссии.
Модуль «АСЭД»
- создание, редактирование, просмотр и удаление электронных документов:
- Заявление на приём в ОО (в том числе СПО);
- Приказ о переводе внутри параллели;
- Приказ о переводе в следующий учебный год (в том числе студентов СПО);
- Заявление и приказ о переводе студента;
- Заявление и приказ на отчисление студента;
- Приказ о выбытии;
- Приказ о выпуске 4, 9, 11 параллелей;
- Приказ о выпуске студентов из СПО;
- Приказ о зачислении в ОО (в том числе СПО);
- создание, редактирование, просмотр и удаление элементов справочников:
- Классы;
- Учащиеся;
- Физические лица.
- АСЭД для организаций среднего профессионального образования (СПО) с доступом к следующим справочникам:
- Справочник статусов заявлений;
- Справочник групп учебного года;
- Справочник профессии/специальности;
- Справочник абитуриентов;
- Справочник студентов;
- Справочник организаций СПО;
- Справочник форм обучения;
- Справочник форм оплаты;
- Справочник уровня образования;
- Справочник документов об образовании.
- создание, редактирование, просмотр и удаление электронных документов для СПО:
- заявление на прием в СПО;
- приказ о зачислении в СПО;
- приказ о выпуске студентов из СПО;
- заявление о переводе студента;
- приказ о переводе;
- приказ о переводе студентов в новый учебный год» (на следующий курс обучения);
- заявление на отчисление студента;
- приказ об отчислении студента (-ов).
- формирование журналов документа;
- комплектование групп нового учебного года
- проверка сведений, указанных в заявлении в АИС «ЗАГС»;
- проверка места проживания гражданина через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);
- передача сведений о номере заявлений, поступающих с Портала услуг;
- архивирование заявлений и приказов в АСЭД, с возможностью фильтрации по годам и статусам;
- информирование о месте обучения ребенка, при попытке зачисления его в другую общеобразовательную организацию.

Рис. 3. Функционал «Прием в образовательные организации».
Модуль «Электронный журнал и дневник»
- добавление классов учащихся;
- определение предметов согласно учебным планам образовательного учреждения;
- выбор периода обучения: четверть, полугодие, триместр, год;
- добавление учителя с указанием Ф.И.О.;
- определение нумерованного списка учащихся согласно выбранному классу в алфавитном порядке;
- определение списка занятий, пронумерованного по месяцам и датам, с возможностью ввода темы занятия из раскрывающегося списка, согласно учебному плану;
- выбор темы урока из списка календарно-тематического планирования;
- выставление оценок за проведенные занятия с возможностью проставления нескольких оценок одному учащемуся в рамках одного урока с проставлением типа занятий;
- возможность изменения оценок согласно регламенту работы с электронным журналом с цветовой индикацией изменений с указанием даты исправления и ФИО сотрудника;
- выставление отметок о посещении урока;
- обеспечение автоматического отображения проставленных оценок в электронном дневнике;
- ввод домашнего задания/замечания по уроку для каждого учащегося с автоматическим отображением в электронном дневнике;
- обеспечение возможности автоматического подсчёта и просмотра среднего балла по каждому учащемуся за период (четверть/полугодие/триместр/год);
- выставление итоговой оценки учащимся по предмету преподавателем, проводившим урок, с автоматическим предупреждением о невозможности проставления итоговой оценки, если количество оценок текущего учащегося меньше пяти;
- выставление и исправление преподавателем итоговой оценки учащимся за учебный период до начала следующего учебного периода;
- выставление годовой оценки преподавателем учащимся без возможности ее изменения не позднее даты окончания учебного года;
- исправление администрацией образовательного учреждения итоговых оценок за учебный период на протяжении всего текущего учебного года, но не позднее даты окончания последнего учебного периода и учебного года;
- выставление или изменение учителем оценки за экзамен (ГИА И ОГЭ в 9-х классах) и итоговой оценки (9-е и 11-е кл.) до 31 июля текущего учебного года;
- настройка даты (месяц/день недели/число) электронного дневника исходя из выбранного учебного периода (четверть/полугодие/триместр/год);
- автоматическое отображение расписания уроков из электронного журнала в электронном дневнике;
- передача домашнего задания/замечания в электронном дневнике из электронного журнала;
- передача оценок за урок в электронный дневник из электронного журнала;
- настройка разграничения прав доступа к электронному журналу и дневнику в зависимости от функциональных обязанностей пользователей;
- формирование итоговой ведомости по предметам.

Рис. 4. Функционал «Электронные журналы и дневники.
Модуль «Электронные зачетные книжки и ведомости СПО»
- создание профиля образовательного учреждения;
- формирование рабочих программ дисциплин и учебных планов;
- электронная ведомость и зачетная книжка учащегося;
- механизм формирования учебных групп с возможностью зачислить абитуриента.

Рис. 5. Функционал «Электронные ведомости и зачетные книжки СПО.
Модуль «Педагогическая аттестация»
- формирование пакета документов на аттестацию;
- экспертная проверка и заключение министерства в электроном виде.
- прохождение педагогической аттестации в 7 этапов;
- прохождение компьютерного профессионального тестирования в рамках педагогической аттестации;
- формирование пакета нормативных документов по аттестации;
- формирование печатных форм аттестующихся и экспертов;
- фильтрация пакетов аттестационных документов;
- архивирование аттестационных документов прошлых периодов;
- отчетные формы по результатам аттестации, в том числе в разрезе форм собственности, ведомственной принадлежности, а также по итогам аттестации учебного и календарного годов;
- функционал обновления базы тестов профтестирования;
- изменение количества этапов в период педагогической аттестации;
- функционал кураторов муниципальных районов;
- функционал куратора МОиН РТ;
- просмотр пакета аттестационных документов в полном объеме независимо от статуса пакета.

Рис. 6. Функционал «Электронная педагогическая аттестация».
Модуль «Повышение квалификации»
- механизм анкетирования педагогов по выявлению приоритетных тематик учебных программ повышения квалификации;
- формирование отчетных форм по результатам анкетирования;
- формирование заявления и запись на курсы повышения квалификации;
- механизм согласования заявления педагога, подтверждения записи в группу на курсы повышения квалификации и формирование истории повышения квалификации педагогами;
- отчетные формы по результатам обучения по программам повышения квалификации;
- механизм посткурсового анкетирования и мониторинга;
- подтверждение повышения квалификации по итогам внебюджетного обучения и прохождения внеплановых курсов;
- механизм прохождения профессиональной переподготовки с отображением результатов в анкете педагога и операторов муниципального района МОиН РТ;
- возможность внесения информации по документам педагогов о прохождении ПК в Систему оператором образовательной организации;
- система оповещения педагогов региональными операторами.
В рамках модуля «Повышение квалификации» на образовательном портале «Электронное образование в Республике Татарстан» ежегодно около 20 000 (в 2017 году - 19825) работников образования через личные кабинеты осуществляют выбор траектории своего профессионального развития и проходят повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 12.11.2014 №6492/14 «О персонифицированной системе повышения квалификации работников образования Республики Татарстан» с 2016 года в республике реализуется персонифицированная модель повышения квалификации работников образования.
Модель функционирует в единой информационной системе «Электронное образование в РТ». В рамках модуля «Повышение квалификации» на образовательном портале «Электронное образование в Республике Татарстан» работники образования через личные кабинеты осуществляют выбор траектории своего профессионального развития путем прохождения анкетирования (определения нужной тематики повышения квалификации на соответствующий год).
По итогам анкетирования Министерством образования и науки Республики Татарстан формируется единая база тематик программ (модулей) повышения квалификации работников образования Республики Татарстан, в соответствии с которыми образовательные организации ПО, ВО и ДПО, имеющие лицензии на право реализации программ дополнительного профессионального образования, разрабатывают дополнительные профессиональные программы (модули) повышения квалификации работников образования Республики Татарстан.
Вышеназванные программы оцениваются Республиканским Экспертным советом по оценке дополнительных профессиональных программ (модулей) повышения квалификации работников образования Республики Татарстан. Данный совет проводит независимую экспертизу программ (профессионально-общественная аккредитация) и принимает решение о включении или не включении их в региональный реестр программ. Работа Совета проходит в первой декаде октября.
По итогам работы Экспертного совета формируется Республиканский реестр дополнительных профессиональных программ (модулей) повышения квалификации работников образования Республики Татарстан на соответствующий год и педагоги получают возможность on-line регистрации (подача электронного заявления) на повышение квалификации по программам, включенным в реестр.
Таким образом, новая модель ориентирована на обеспечение открытого и свободного характера участия образовательных организаций дополнительного профессионального образования в реализации программ (модулей) повышения квалификации работников образования. Каждый учитель получает право самостоятельно определять где и в какой форме будет проходить повышение квалификации, выбирая тему из утвержденного реестра программ дополнительного профессионального образования.
На повышение квалификации в 2018 году подали электронные заявления 19835 педагогических работников Республики Татарстан.

Рис. 7. Функционал «Повышение квалификации педагогических кадров».
Модуль «Прием конкурсных документов лучших учителей Республики Татарстан в рамках приоритетного национального проекта «Образование»
- подача заявлений на конкурс лучших учителей в электронном виде;
- формирование пакета электронных документов;
- механизм оценивания документов учителей;
- отчетные формы по результатам конкурса.

Рис. 8. Функционал «Поощрение учителей и кадровый резерв МОиН РТ».
Модуль «Единая система отчетности»
- отчетность по использованию внутренних ресурсов ЭОРТ;
- отчетность по использование ресурсов сети Интернет;
- рейтинги использования ЦОРов;
- отчетность по использованию автономного модуля электронного журнала;
- отчеты по успеваемости и посещаемости занятий;
- мониторинг посещения учреждений дополнительного образования;
- сводный отчет по заполняемости электронных журналов и дневников;
- отчетность о прохождение тестирования учащихся;
- отчетность о прохождении тестирования педагогического состава образовательных организаций в рамках педагогической аттестации;
- отчетная форма «ОШ-1»;
- отчетная форма «Сотрудники»;
- отчетная форма «Контингент учащихся»;
- отчетность по системе контроля управления доступом;
- учет поступающих обращений на оказание услуг с Портала услуг;
- отчетность по графику учебного процесса на учебный год (СПО);
- отчетность по выполнению педагогической нагрузки преподавателем (СПО);
- отчетность по успеваемости по преподавателям и по группам (СПО);
- сводная ведомость оценок успеваемости студентов по группам и показателям группы за учебный период;
- сводные ведомости задолженностей у студентов;
- сводный отчет по итогам успеваемости групп за семестр учебного года;
- сводная форма отчетности по педагогам по качеству и успеваемости обучающихся.

Рис. 9. Функционал «Отчетноть для органов управления образованием».
Модуль «Единая система коммуникации пользователей»
- канал оперативного оповещения участников образовательного процесса;
- просмотр дерева контактов;
- отправка сообщений;
- просмотр входящих уведомлений;
- просмотр истории уведомлений.
Модуль «Рассылка сообщений»
- разграничение прав доступа на подписку рассылки сообщений (push-уведомления или смс-сообщение);
- функция подтверждения подписки на рассылку сообщений;
- функция отключения подписки на рассылку сообщений (push-уведомления или смс-сообщение).
Модуль «Электронная почта»
- отправление и получение электронных писем с возможностью разграничения прав на работу почты только внутри Системы и на работу с внешними электронными адресами;
- возможность прикрепления файлов в письма с объемом не более 6 мегабайт (видео, звуковые, текстовые и графические файлы);
- уведомление получателей о новых письмах, путем оповещения на личной страничке пользователя;
- формирование адресной книги пользователя;
- поиск электронного адреса пользователя Системы по его фамилии и имени, школе, классу;
наличие фильтра для защиты от несанкционированных рассылок;
- уведомление пользователя об орфографических ошибках в тексте письма;
- создание и редактирование папок для корреспонденции;
- возможность настройки:
- автоответчика, имени отправителя и автоматической подписи;
- изменения объема почтового ящика;
- уведомления о новой почте;
- смены пароля;
- данных для восстановления пароля;
- фильтров, предназначенных для раскладки почты по папкам почтового ящика;
- черного списка для почты от нежелательных корреспондентов.

Рис. 10. Функционал «Система коммуникаций пользователей».
Модуль «Учет посещения учащимися УДО»
- отметки в электронном журнале событий учащийся «был», учащийся «отсутствовал по уважительной причине», учащийся «отсутствовал по неуважительной причине»;
- автоматизированный учёт посещений с помощью мобильного телефона и электронной карты учащегося.

Рис. 11. Функционал «Система коммуникаций пользователей».
Модуль «Школьное питание»
- формирование заказа на изготовление и перевыпуск Школьных карт, используемых для оплаты школьного питания и контроля доступа в школу;
- ведение реестра Школьных карт;
- импорт реестров «Школьных карт»;
- ведение реестра «Школьных карт»;
- сервис формирования и редактирования заказа на групповое питание;
- информирование классного руководителя о текущей задолженности учащегося по групповому питанию.

Рис. 12. Функционал «Школьная карта».
Модуль «Контроль доступа в школу»
- процесс сбора агрегирующей информации о фактах входа-выхода учащихся, сотрудников и прочих лиц в общеобразовательные учреждения РТ;
- анализ и сопоставление информации о входах-выходах с учетными данными ГИС ЭО;
- информирование классных руководителей о фактах присутствия детей в здании школы для оперативного формирования заказа по питанию;
- формирование отчетных формы по контрольно-пропускной системе.

Рис. 13. Функционал «Электронный привратник».
1.4. Организационная схема объекта цифровизации.
В связи с переходом образовательных организаций на электронный документооборот информационная система "Электронное образование Республики Татарстан" Постановлением КМ РТ от 23 декабря 2014 г. N 1011 "О государственной информационной системе "Электронное образование Республики Татарстан" определена государственной информационной системой. Государственным заказчиком системы является Мининформсвязи РТ. Функциональным оператором и оператором базы данных - Минобрнауки РТ. Техническим оператором - Центр информационных технологий РТ. Центр наделен соответствующими полномочиями в части обеспечения проведения мероприятий по развитию и технической поддержке системы.
С целью обеспечения возможности обмена данными со сторонними системами в Системе реализован программный интерфейс приложения (API). Система взаимодействует со следующими системами:
- Прокси-сервер Министерства информатизации и связи Республики Татарстан. Осуществляется загрузка данных о посещениях ресурсов сети Интернет пользователями Системы.
- Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан. Осуществляется переход по гиперссылке с сайта образовательного учреждения (детский сад) на Портал услуг для подачи заявления. Осуществляется выгрузка данных об успеваемости учащихся из электронных дневников на Портал услуг.
- АИС «Управление питанием». Осуществляется выгрузка идентификаторов учащихся и заказа по групповому питанию учащихся.
- Республиканская система межведомственного электронного взаимодействия. Осуществляется проверка факта обучения учащихся в общеобразовательных школах Республики Татарстан.
- Информационная система «Контингент обучающихся Республики Татарстан».
1.5. Нормативная и правовая база функционирования объекта цифровизации.
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
- Долгосрочная целевая программа "Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан "Электронный Татарстан" (2011 – 2013 годы)", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.09.2011 № 771, мероприятие №1.1
- Государственная программа «Развитие информационных технологий в Республике Татарстан «Открытый Татарстан» на 2014-2020 годы», утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2013 № 1000.
- Постановление Кабинета Министров №548 от 07.08.2009 "О государственных информационных системах Республики Татарстан, Едином реестре информационных систем Республики Татарстан и Едином реестре информационных ресурсов Республики Татарстан".
- Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.10.2010 №864 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде на территории Республики Татарстан, в том числе с использованием универсальных электронных карт» (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.08.2012 N 674, от 14.02.2013 N 103, от 30.11.2013 N 936, от 09.07.2014 N 479).
- Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2014 № 1011 «О государственной информационной системе «Электронное образование Республики Татарстан»;
- Положение о Государственной информационной системе «Электронное образование Республики Татарстан».
- Описание предпосылок, целей, хода и результатов проекта цифровизации.
2.1. Цели проекта цифровизации.
Цели:
- создание единого информационно-образовательного пространства для всех участников образовательного процесса: администрация, учителя, учащиеся, родители;
- создание доверенной электронной социальной среды общения учащихся и учителей на территории РТ;
- единая точка доступа к информации обо всех образовательных учреждениях РТ в электронном виде;
- интеграция с функционирующими и вновь создаваемыми информационными системами в сфере образования Республики Татарстан;
- быстрое и эффективное планирование учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения;
- контроль качества успеваемости;
- контроль посещения образовательных учреждений;
- освобождение администрации и учителей от рутинной бумажной работы и необходимости дублирования информации в различных журналах;
- долговременное хранение и конфиденциальность личных дел учащихся;
- повышение качества образования за счет использования современных ЦОР и дистанционных образовательных курсов, участия в виртуальных факультативах и сообществах в едином информационно- образовательном пространстве;
- прозрачность использования информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности всеми пользователями;
- оперативное предоставление в Министерство образования и науки РТ, районные управления образования и вышестоящие инстанции отчётных документов согласно утверждённым образцам;
- оперативное формирование по данным Системы выборок данных по поставленной руководством задаче, а также автоматическое формирование аналитических отчётов;
- автоматическое формирование по данным Системы выгрузок для контролирующих органов.
Задачи:
- ведение единой базы данных пользователей;
- ведение электронных журналов посещения и успеваемости учащихся;
- однократное занесение и дальнейшее использование сведений об учащихся (личные дела);
- обеспечение быстрого и удобного доступа к информации: успеваемость учащихся, результаты тестирования, аттестация учителей, использование ЦОР и дистанционных курсов и т.д.;
- планирование учебной нагрузки учителей по образовательным учреждениям;
- формирование в электронном виде расписания образовательных учреждений по предметам, кабинетам и учителям;
- информирование родителей о результатах успеваемости учащихся;
- формирование необходимых статистических и аналитических отчётов для руководства образовательного учреждения и государственных органов;
- повышение качественных и количественных показателей предоставления образовательных услуг.
2.2. Организационная схема выполнения проекта цифровизации с указанием основных участников проекта цифровизации и их функциональных ролей.
В связи с переходом образовательных организаций на электронный документооборот информационная система "Электронное образование Республики Татарстан" Постановлением КМ РТ от 23 декабря 2014 г. N 1011 "О государственной информационной системе "Электронное образование Республики Татарстан" определена государственной информационной системой. Государственным заказчиком системы является Мининформсвязи РТ. Функциональным оператором и оператором базы данных - Минобрнауки РТ. Техническим оператором - Центр информационных технологий РТ. Центр наделен соответствующими полномочиями в части обеспечения проведения мероприятий по развитию и технической поддержке системы.
С целью обеспечения возможности обмена данными со сторонними системами в Системе реализован программный интерфейс приложения (API). Система взаимодействует со следующими системами:
- Прокси-сервер Министерства информатизации и связи Республики Татарстан. Осуществляется загрузка данных о посещениях ресурсов сети Интернет пользователями Системы.
- Портал государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан. Осуществляется переход по гиперссылке с сайта образовательного учреждения (детский сад) на Портал услуг для подачи заявления. Осуществляется выгрузка данных об успеваемости учащихся из электронных дневников на Портал услуг.
- АИС «Управление питанием». Осуществляется выгрузка идентификаторов учащихся и заказа по групповому питанию учащихся.
- Республиканская система межведомственного электронного взаимодействия. Осуществляется проверка факта обучения учащихся в общеобразовательных школах Республики Татарстан.
- Информационная система «Контингент обучающихся Республики Татарстан».
2.3. Структура финансирования проекта цифровизации.
Разработка и поддержка Системы осуществляется из бюджета Республики Татарстан.
2.4. Ход реализации проекта цифровизации.
В 2012 году дан старт реализации проекта автоматизированного учета посещения занятий учащимися организаций дополнительного образования республики в рамках ГИС «Электронное образование в Республике Татарстан». Проект реализуется в масштабах всей республики путем ведения электронного журнала и с применением карт учащихся и мобильных устройств преподавателей. Реализация данного проекта позволит оптимизировать финансирование организаций дополнительного образования республики.
В целях автоматизации процесса зачисления детей в школы в электронном виде в 2013 году в ГИС «Электронное образование Республики Татарстан» была внедрена автоматизированная система электронного документооборота школы, позволяющая вести делопроизводство образовательного учреждения в части зачисления, перевода или отчисления детей, значительно сокращая по времени данную процедуру на «бумаге», тем самым совершенствуя современные цифровые технологии. Реализация данного проекта позволила вести учет детей в электронном виде, а также оптимизировать процессы зачисления или перевода детей.
В связи с популяризацией рабочих профессий и автоматизации процессов в сфере среднего профессионального образования в 2014 году был создан новый модуль, охватывающий процессы автоматизации в сфере среднего специального образования республики – «Электронный СУЗ». Данный модуль позволяет вести учет процесса обучения студентов, реализованы «Электронная зачетная книжка» и «Электронная ведомость». Также разработан функционал дистанционной подачи заявления в профессиональную образовательную организацию.
В 2015 году возникает потребность в автоматизации процесса аттестации учителей и педагогов республики, в связи с чем дан старт новым модулям ГИС «Электронное образование Республики Татарстан» – «Повышение квалификации» и «Педагогическая аттестация», позволяющие дистанционно тестировать педагогов на соответствие квалификационной категории или присвоение новой квалификационной категории, что, в свою очередь, привело к сокращению времени проведения аттестации и повышения квалификации, а также возможности вести в электронной форме учет данных обязательных процедур в сфере образования и контингента аттестуемых.
Помимо этого, внедрен в эксплуатацию модуль «Конкурс лучших учителей», позволяющий участвовать педагогам республики в конкурсе лучших учителей по приоритетному национальному проекту «Образование». Данный модуль позволяет учителям дистанционно подавать пакеты документов, а также вести весь учет победителей в электронном виде.
Реализован проект «Школьная карта» в 108 школах г.г.Зеленодольска, Набережные Челны и Нижнекамска. Проект представляет собой ключевой учет школьников при посещении ими школы, а также оповещение родителей о прибытии/выбытии из школы их ребенка. Карта, которой пользуются школьники, является универсальным инструментом – средством оплаты проезда в общественном месте, пропуском в школу, средством оплаты в столовой.
В 2015 году в рамках федеральной субсидии на реализацию проектов (мероприятий), направленных на становление информационного общества в субъектах Российской Федерации, создана ГИС «Контингент обучающихся Республики Татарстан», которая предназначена для учета данных всех обучающихся в республике и передачи их в федеральный сегмент, что позволит получить полные данные об обучающихся в Российской Федерации.
В 2016 году в ГИС ЭО РТ реализован модуль «Электронное СПО», позволяющий вести учет студентов, в том числе выпускников профессиональных организаций. В последующем указанные данные поступят в региональный сегмент межведомственной системы учета контингента обучающихся. Сведения о выпускниках организаций высшего образования поступают напрямую в федеральную межведомственную систему. Ведется проработка вопроса о передаче сведений о выпускниках организаций высшего образования в региональный сегмент межведомственной системы. В планах на 2018 год запланирован запуск передачи сведений о выпускниках организаций высшего образования в региональный сегмент межведомственной системы.
Данные выпускников профессиональных образовательных организаций Республики Татарстан будут передаваться в ИС «Контингент обучающихся Республики Татарстан», а данные выпускников организаций высшего образования Республики Татарстан напрямую в федеральную систему «Контингент».
Однако на данном этапе для реализации указанных проектов необходимо одобрение на федеральном уровне закона, предусматривающего создание информационной системы «Контингент обучающихся». Документ находится на доработке.
В 2017 году в ГИС «Электронное образование» были внедрены новые модули:
«Кадровый резерв», позволяющий формировать потребность в управленческих кадрах образовательных организаций Министерства образования и науки Республики Татарстан и вести их резерв. Также в этом же модуле реализован подмодуль «Вакансии», который позволяет отображать текущую потребность в педагогических кадрах образовательных учреждений, выводя эту информацию в ГИС «Электронное образование Республики Татарстан»;
«Мои олимпиады», позволяющий вести полноценный учет достижений учеников на протяжении всего времени обучения. По результатам выпуска ученика из школы у него имеется готовое портфолио со списком его достижений;
«Система оценки качества образования», позволяющий своевременно предоставлять отчеты по ключевым показателям в процессе образования республики;
«Система коммуникации пользователей», позволяющий оперативно доводить информацию начиная от руководства Министерства образования и науки Республики Татарстан до учителей и родителей, в том числе используя современные мобильные технологии.
С учетом выполнения программы «1 учитель – 1 ноутбук» в 2010 – 2011 годах существовала потребность в обновлении компьютерного парка ноутбуков учителей республики. За 2016 год было выполнено обновление 10 тысяч ноутбуков учителям республики взамен морально устаревшей техники, в 2017 г. – 17,7 тысяч ноутбуков. В повседневном развивающемся информационном обществе необходимо обеспечить детей необходимым информационным образованием, в связи с чем в 38 школах республики были открыты ИТ-классы, которые, помимо компьютерного оборудования, оснащены комплектами робототехники для углубленного изучения основ робототехники и программирования.
В IV квартале 2017 года осуществлены следующие мероприятия в рамках развития ГИС «Электронное образование Республики Татарстан»:
- Доработка модуля «Педагогическая аттестация»;
- Доработка модуля «Повышение квалификации»;
- Доработка модуля «Единая система отчетности»;
- Создание модуля «Единая система коммуникации пользователей»;
- Создание модуля «Кадровый резерв»;
- Создание модуля «Мои олимпиады»;
- Создание модуля «Система оценки качества образования»;
- Доработка модуля «Сайты образовательных учреждений Республики Татарстан и органов управления образования»;
- Доработка интеграционного модуля.
В рамках концепции «Виртуальная школа» в 2017 году в ГИС «Электронное образование Республики Татарстан» edu.tatar.ru был создан модуль «Мои олимпиады».
Модуль позволяет оптимизировать сбор статистической информации по олимпиадам школьников на разных этапах, а также выбор вида олимпиад для участия самими учащимися.
В личном кабинете учащийся имеет возможность прослеживать прохождение в следующий этап, баллы, подавать на апелляцию и т.д.
2.5. Результаты проекта цифровизации, с указанием измеримых целевых количественных показателей реализации проекта.
Система предназначена для объединения в единое информационное пространство участников образовательного процесса с целью создания единого механизма управления, контроля, учёта и планирования деятельности образовательных учреждений.
Система предоставляет полную и эффективную функциональность, обеспечивающую программную автоматизацию процессов создания профилей образовательных учреждений и пользователей, приема и зачисления в образовательное учреждение, аттестации педагогических работников. Система поддерживает эффективное взаимодействие всех пользователей Системы и обеспечивает прозрачность их работы, позволяет накапливать и выдавать в виде необходимых отчётов статистические данные по пользователям в целом.
Система представляет собой единый комплекс программных продуктов с интерфейсом на русском языке, предназначенных для выполнения задачи объединения в единое информационное пространство участников образовательного процесса с целью создания единого механизма управления, контроля, учёта и планирования деятельности образовательных учреждений.
ПРИЛОЖЕНИЯ
- Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2014 № 1011 «О государственной информационной системе «Электронное образование Республики Татарстан».
- «Положение о государственной информационной системе «Электронное образование Республики Татарстан».